Пояснительная записка Учебный план МБДОУ ТР Подгородненский детский сад на 2023 – 2024 учебный год разработан в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах – образовательным программам дошкольного образования»; Примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е издание, исправленное и дополненное; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования». Учебный план МБДОУ ТР Подгородненский детский сад (далее ДОУ) на 2023 – 2024 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. В 2023-2024 учебном году в МБДОУ ТР Подгородненский детский сад функционирует 2 группы, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами: Разновозрастная группа с 1,5 до 4 лет; Подготовительная группа с 4 до 7 лет. Учебный план МБДОУ ТР Подгородненский детский сад соответствует Уставу ДОУ, общеобразовательной и парциальным программам (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Ладушки» - программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, «Добрый мир» Л.Шевченко). В соответствии с ФГОС ДО в ДОУ обеспечивается право ребёнка на качественное образование, учитываются возможности и потребности детей, обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников с учётом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Основная цель учебного плана: Обеспечение качественного дошкольного образования воспитанникам, путем создания единого образовательного пространства, отвечающего ФГОС ДО. Основными задачами учреждения являются: 1. охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; 2. Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; 3. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 4. Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей; 5. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей. Учебный план обеспечивает комплексное развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Воспитательно-образовательный процесс построен с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно – тематическом принципе, с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. В структуре учебного плана выделяются инвариантная и вариативная часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования). В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в инвариантной части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей. В инвариантную часть плана включены три направления, обеспечивающие краеведческое, художественноэстетическое, социально-коммуникативное развитие детей. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: •принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; •принцип научной обоснованности и практической применимости; •принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; •принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; •принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; •комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; •решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; •построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы. Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.3648-20). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: - для детей от 1 до 2 лет- не более 10 минут - для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: - в средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно; - в смешанной дошкольной группе – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 20 – 25 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Форма организации занятий с 3 до 7 лет (подгрупповые). В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности МБДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлению МБДОУ. Вариативная часть учебного плана часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования и расширение области образовательных услуг для воспитанников. В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. Учебный план МБДОУ ТР Подгородненский детский сад на 2023 – 2024 учебный год. Организованная образовательная деятельность Базовый вид Периодичность деятельности Разновозрастная группа (с 3 до7 лет) Средняя 20 мин. с 1.5 до 4 лет Старшая 25 мин. с 4 до 7 лет ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (инвариантная часть) Физическая культура в помещении Физическая культура на улице Ознакомление с окружающим миром Формирование элементарных математических представлений Конструирование и ручной труд Чтение художественной литературы Развитие речи Рисование 2 раза в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раза в неделю 1 раза в неделю - 1 раза в неделю 1 раза в неделю 1 раза в неделю 1 раза в неделю 2 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю Лепка 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю Аппликация Музыка ИТОГО 11 занятий в неделю Недельная нагрузка на одного ребенка 14 занятий в неделю 3 часа 40 минут 5 часов 50 минут ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (вариативная часть) Познание и коммуникация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Недельная нагрузка на одного ребенка 1 раз в неделю 20 минут 1 раз в неделю 25минут ИТОГО ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ И ФОРМИРУЕМОЙ ЧАСТЯМ Недельная нагрузка на одного ребенка 4 часа 6 часов 15 мин Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур Гигиенические процедуры Ситуативные беседы при проведении режимных моментов Чтение художественной литературы Дежурство Прогулки ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей Игра ежедневно Самостоятельная деятельность ежедневно детей в уголках развития ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Приложение 1. Расписание Дни недели Понедельник Образовательная область 1. Ознакомление с окружающим миром 2. Физическая культура Вторник Разновозрастная группа (с 1.5 до 4 лет) разновозрастная 20 мин (с 1.5 до 5 л.) 9.00 – 9.20 15.20 - 15.40 1. Формирование элементарных математических представлений 9.00 – 9.20 2. Музыка 9.30 - 9.50 1. Рисование 9.00 - 9.20 2. Музыка 9.25 - 9.45 1. Развитие речи 9.00 – 9.20 2. Физическая культура 9.30 - 9.50 1.Лепка 9.00 – 9.20 2. Физическая культура 9.30 - 9.50 Среда Четверг Пятница Приложение 2 Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Образовательная область 1. Развитие речи Разновозрастная группа (с 4 до 7 лет) подготовительная 25 мин (с 5 до 7 л.) 9.00 – 9.25 2. Рисование 9.35 - 10.00 3. Физическая культура 1. Ознакомление с окружающим миром 15.45-16.10 9.00 – 9.25 2. Музыка 9.35 - 10.00 1. Формирование элементарных математических представлений. 9.00 – 9.25 2.Лепка. 9.45 – 10.10 3.Физическая культура. 15.45-16.10 1. Развитие речи 9.00 – 9.25 2. Музыка 9.35 – 10.10 1. Рисование 9.00 – 9.25 2. Физическая культура 9.35 – 10.10